Новый алгоритм поиска Яндекс - «Вега»

14.01.2020

Есть вопросы?
Перезвоним
за 27 секунд

Яндекс представил большое обновление поиска - «Вега». Алгоритм кардинальным образом меняет представление о механизмах поиска.

В целом «Вега» сочетает в себе более 1500 улучшений и обновлений по 4 главным направлениям:

  1. Повышение качества поиска;
  2. Получение моментальных результатов поиска;
  3. Экспертные ответы;
  4. Гиперлокальность.

Поговорим о них подробнее.

 

1. Повышение качества поиска

С момента введения алгоритма «Палех» от Яндекса, поисковая система научилась искать информацию не только по словам, которые вбивает пользователь, но и по общему смыслу фразы. Такое нововведение на тот момент было реализовано благодаря наличию нейронных сетей, которые помогают сопоставить соответствие смысла поисковой информации и релевантных страниц.

«Вега» - новый уровень в поиске. Нейросети стали применяться уже на ступене создания базы для поиска. Нейронные сети предварительно изучают базу, где находятся релевантные по смыслу страницы, сайты и формирует из них общие кластеры. Затем, когда человек вводит в поиске слова, «Вега» ищет ответы не по всей большой базе, а только в кластерах. В итоге, пользователь получает релевантный ответ.

Смысловые кластеры – это база по хранению интернет-документов. Платформа имеет несколько достоинств. Сегодня поисковая система уже понимает, какие именно смысловые кластеры подходят под запрос, который задаёт пользователь. Анализирует кластеры, после чего берёт лучшие страницы в интернете из тех, которые уже изначально подходят человеку. В итоге, обработка запроса занимает в разы меньшее время, что напрямую ощущается пользователем. За счёт освобождения мощностей, платформа смогла вдвое повысить объём собственной базы для поиска. Сегодня Яндекс показывает даже те результаты, которые могут быть нужными людям всего лишь 1-2 раза за несколько лет.

 

2. Получение моментальных результатов поиска

Задача нового алгоритма - не только показывать качественные результаты поиска, но и делать это моментально.

Для того, чтобы уменьшить время ожидания ответа от поисковой системы, Яндекс включил технологию предварительной загрузки результатов. Данная технология получила название «пререндеринга». Она заранее показывает пользователю возможные слова и фразы, которые могут быть полезные человеку во время составления поискового запроса. Порой, достаточно набрать одно-два слова из всего предложения, чтобы увидеть всё релевантное предложение, которое хочет ввести человек. Пререндеринг предварительное формирует возможные результаты, которые нужные пользователю, и моментально показывает их после запроса.

 

Во время набора текста, на часть поисковых фраз Яндекс показывает ответ на вопрос в строке поиска. Ещё одну часть – в моментальных ответах поисковика. Последнюю часть – на сайтах, которые появились в результате запроса. В итоге, часто не приходится даже переходить на страницы и смотреть сайты, чтобы найти ответ на нужный запрос. Только за 1 год, количество поисковых запросов, на которые Яндекс сразу дал ответы в поисковой строке без перехода на страницы, увеличилось на 20%.

Владельцам и администраторам сайтов Яндекс предоставляет функцию Турбо-страниц. Это специальные возможности, которые позволяют моментально получить пользователю нужную информацию на мобильных телефонах. Страницы загружаются за миллисекунды. В 2019 году система шагнула вперёд. Турбо-страницы стали появляться ещё оперативнее, чем традиционная версия сайта для мобильных устройств. В большинстве случаев достаточно менее одной секунды, чтобы показать необходимую страницу.

 

3. Экспертные ответы

Порой есть темы, в которых сложно разобраться самостоятельно. Это может быть по разным причинам – вопросы узкоспециализированные, какие-то особенные и требуют знаний профессионала в индустрии. Сегодня Яндекс решает и такую задачу. Профессионалы и специалисты по разным направлениям помогают поисковой системе вести обработку запросов, на которые нельзя сразу дать ответ, так как не хватит глубоких знаний в теме.

Первое, что сделал Яндекс, это включил в поисковик новые алгоритмические элементы ранжирования. Для такой системы основной сигнал – оценка асессоров-экспертов. Это специалисты, которые прошли специальный отбор, начали работать с поиском ещё в прошлом году. Каждый из специалистов является профессионалом в своей области. Например, системный администратор поможет решить проблемы с компьютером. Гидролог поможет разобраться с процессом образования двухэтажных рек. Ветеринар скажет, что случилось с собакой. Профессионалы позволяют точно определить, насколько хорошо поисковик показывает пользователям результаты. Отвечают ли выдаваемые страницы необходимым условиям. Оценки специалистов имеют больший вес для системы поиска. Таким образом, Яндексу удалось создать качественный поиск, результаты которого проверены экспертами области.

Второе, над чем работал Яндекс – это запуск новой платформы Кью. Она сочетает опыт TheQuestion и Яндекс.Знатоков. Кью привлекает профессионалов из разных индустрий: инженеров, врачей, консультантов, учёных, учителей, строителей и других специалистов из самых различных организаций и институтов.

 

 

Специалисты дают ответы на вопросы пользователей. Критик литературы может рассказать о недостатках произведений. Доктор - о проявлении и симптомах различных болезней. Учёные – о влиянии последних открытий в мире. Помимо этого, специалисты проводят верификацию ответов других пользователей, если те являются правильными. Полученные ответы Яндекс показывает сразу в результатах поиска. Ответы пишутся понятным языком, без сложных научных терминов, поэтому будут понятны всем пользователям.

 

4. Гиперлокальность

Яндекс уже давным-давно работает с учётом местоположения человека, откуда он делает запрос. Однако, иногда и этого мало. Например, жителю Санкт-Петербурга, у которого образовался мусор в трубе, будет быстрее и выгоднее вызвать сантехника из соседнего дома, чем ждать его приезда из другой части города, что займёт гораздо большее время. После начала работы «Веги», поиск стал более локальным. Сегодня пользователи могут решить проблемы на уровне своего микрорайона, а в некоторых случаях – и внутри одного дома, где живут.

В 2019 году компания дала старт социальной сети для соседей – Яндекс.Район. В сервисе пользователи получают ответы, например, где найти убежавшую собаку, кто ей видел последний раз, кому нужна старая кровать, а также он позволяет найти компанию для прогулок вечером. С прошлого месяца на платформе можно общаться со своими соседями напрямую в чатах. Такое общение помогает решить большое количество вопросов, которые связаны с домом. Начиная от неработающего лифта и заканчивая установкой новой детской площадки.

Ещё одним важным обновлением является усовершенствование Яндекс.Услуг. Это платформа, которая помогает найти экспертов для решения различных проблем. В декабре 2019 года сервис стал демонстрировать на карте экспертов, которые находятся к вам ближе всего. Таким образом, найти мастера для ремонта бытовой техники, который сможет подъехать к вам домой в течение 30 минут, становится еще проще.

 

 

Технология гиперлокальности даёт возможность пользователям решать задачи, которые раньше можно было выполнять только в режиме офлайн – на общих собраниях в доме или обращениями в ЖЭК.

 

Далеко идущих выводов можно не делать, они напрашиваются сами собой: на сегодняшний день катастрофически мало просто продвигать свой сайт с помощью SEO или контекстной рекламы - необходим комплексный подход, учитывающий все аспекты взаимодействия пользователя и поисковых систем. Доверяйте работу профессионалам, с обязательным заключением договора и чётко прописанными KPI, оговорите возможность контролировать промежуточные результаты.

8 (8452)48-00-89